Вам интересно, что это такое и когда диагностируют задержку речи у ребенка? Хотите узнать причины задержки речевого развития? Приглашаю к прочтению статьи!
Что такое задержка речевого развития?
Задержка речевого развития (ЗРР) — это более низкий уровень владения языком, возникший в процессе развития речи и обусловленный многими факторами. Другие названия задержки развития речи, с которыми вы можете столкнуться, — немота или пролонгированная алалия.
В академическом учебнике «Логопедия. Вопросы и ответы, том 2, дает основное объяснение этого термина:
Задержка речевого развития (ЗРР) https://sterilno.net/zabolevaniya/zaderzhka-rechevogo-razvitiya.html — наиболее общий термин, используемый для описания явления более медленного развития перцептивных и/или выразительных способностей данного ребенка по сравнению со сверстниками, в результате чего динамика развития этих способностей отличается от нормальной. .»
Когда у ребенка диагностируют задержку речевого развития?
По мнению разных авторов, это происходит при:
- конкретный этап речевого развития ребенка появился не в общепризнанные сроки,
- процесс формирования и развития речи затягивается,
- существуют существенные различия между уровнем развития восприятия речи и развитием языкового выражения,
- имеются существенные различия в развитии отдельных языковых подсистем; различия в развитии отдельных аспектов речи (например, различных языковых навыков, таких как артикуляция, использование грамматических форм, использование предложений, словарный запас).
Подводя итог: Задержка речевого развития диагностируется, когда языковые компетенции ребенка развиваются в недостаточной степени для эффективного общения или вообще не развиваются. При задержке речевого развития могут нарушаться грамматика и артикуляция. У ребенка также значительно ограничен словарный запас.
Ребенок хорошо слышит и понимает словесные команды. Он может произносить звуки, иногда слоги, но складывать их в слова и произносить очень сложно.
На что следует обратить внимание родителю?
– Позднее начало лепета (норма 6-9 месяцев).
– Позднее появление простых и сложных предложений. К концу 2 лет ребенок должен использовать простые предложения, а к концу 3 лет — сложные.
– Бедность словаря.
– Искажение фонетического строя слов.
– Неправильные грамматические конструкции сохраняются слишком долго.
— Плохая слуховая память.
– Задержка развития слухового анализа и синтеза.
— трудности самостоятельного повествования с учетом последовательности событий и причинно-следственных связей.
Классификации задержки речевого развития
В литературе существуют различные классификации ORM.
Учитывая степень ОРМ, предметный эксперт проф. З. Тарковский различает:
– Глобальная задержка речевого развития (с участием как говорения, так и понимания).
– Частичная задержка речевого развития (с участием некоторых аспектов говорения и понимания).
Задержка речевого развития может быть:
– Четный (когда результаты отдельных подтестов ниже среднего)
– Неравномерность (когда баллы по отдельным субтестам как выше, так и ниже среднего).
Традиционное деление, распространенное в медицинском сообществе, включает 2 определения этого явления:
– Простая задержка речевого развития.
– Задержка речевого развития.
Эти понятия используются непоследовательно, что затрудняет понимание их сути. Поэтому в академическом учебнике в области логопедии при попытке систематизации проблемы было принято следующее деление ОРМ, обусловленное нарушением развития или нарушением развития:
– Нарушения развития приводят к задержке спонтанного речевого развития (СОРМ) , которая включает фрагментарную задержку речевого развития, синдром активной задержки речевого развития, задержку артикуляции и нарушение речи в развитии .
– Нарушения развития приводят к неспонтанной задержке речевого развития (НОРМ) , сопровождающейся специфическими нарушениями развития, частичными нарушениями развития (т.е. затрагивающими большую сферу деятельности) и обширными нарушениями развития .
СОРМ может быть генетически или средовообусловленной и не сопровождается нарушениями развития (это нарушение развития, т. е., например, незрелость нервной системы, задержка процесса миелинизации нервных волокон и др.), тогда как НОРМ возникает как в результате нарушений развития специфической или трудно определяемой этиологии . В этом случае задержка речевого развития сопутствует другому нарушению развития, как следует из названия — неспонтанному.
НОРМ возникает в результате других нарушений, а это означает, что у ребенка, например, с нарушением слуха или умственной отсталостью может проявляться задержка речевого развития, и она не является спонтанной, поскольку не существует отдельно от потери слуха или умственной отсталости.
Симптомами в случае СОРМ вначале являются отсутствие речевого развития с последующей задержкой, чаще всего в речевом выражении. Симптомами при НОРМ являются отсутствие речевого развития, задержка, торможение процесса речевого развития. Регрессия к более ранним стадиям развития, утрата уже развитых перцептивных и выразительных способностей. Задержка может быть как говорящая, так и понимающая.
СОРМ носит транзиторный характер, спонтанно исчезает чаще всего к 3 годам. Последствий для дальнейшего развития нет.
Изменения, возникающие в результате НОРМ, могут быть преходящими или постоянными, быстро стихающими или углубляющимися. НОРМ может привести к различным нарушениям речи. Речь на заключительном этапе развития обычно не достигает нормального уровня, а речевые расстройства обычно сопровождаются дополнительными проблемами.
Каковы причины задержки речевого развития?
Экзогенные причины:
– отсутствие стимулов к разговору (родитель не окружает ребенка словесной ванной),
– избыток словесных раздражителей (родитель топит ребенка в словесной ванне),
– неверные модели и языковые установки взрослых,
— неадекватная реакция окружения на высказывания ребенка.
Эндогенные причины:
– дефекты артикуляционного аппарата,
– поражение органа слуха,
– поражение периферического органа речи,
— внутричерепное кровотечение,
— мышечные и нервные повреждения,
— детский аутизм.
Подводить итоги:
ОРМ диагностируется при задержке процесса речевого развития во всех или некоторых его аспектах и не в соответствии с нормой, применимой к данной возрастной группе.
Задержка речевого развития — явление, возникающее в результате индивидуального темпа развития (дисгармонии развития), а также следствие серьезных нарушений развития. Выявление причин задержки речевого развития позволяет поставить правильный диагноз и правильно разработать программу терапии.